суббота, 29 января 2011 г.

ТЛР: работаем с книгой - 1

Техники личной работы (ТЛР) - это методики и методы, которые позволяют значительно ускорить и/или повысить эффективность выполнения какой-либо рутинной деятельности.

Некоторые методики ТЛР являются сложными технологиями, требующими отдельного изучения и тренировки (например, скорочтение). Но также существует большое количество ТЛР в форме отдельных "приемчиков", в виде простых и понятных способов "улучшения" привычных операций или действий.

В этом посте мы поговорим об эффективной работе с книгой (в ее классической бумажной форме).


Типичной проблемой тех, кто целенаправленно читает множество "умных" книг, и работает с ними (к этой категории относятся, например, студенты, научные работники, любой активно обучающийся человек), является путанница, неспособность быстро и легко найти прочитанную ранее важную информацию. 

Представьте ситуацию: за последние 3 месяца вы прочитали порядка 20 фолиантов, страниц на 500-600 каждый, и теперь вот срочно возникла необходимость быстро отыскать нужную цитату... Знакомая ситуация? Мне вот не раз доводилось наблюдать "закопавшихся" в груде книг спецов, судорожно и нервно перелистывающих странички в бесплодном поиске...

Сложный выход из этой ситуации - сразу (при прочтении) делать конспекты, или, например, выписывать на карточки (и потом сохранять в персональной картотеке) важные фрагменты информации. Но такой сложный подход нужен далеко не всегда, т.к. он весьма затратен по времени - тут все зависит от цели чтения (о чем будет в отдельном посте)...

Простой выход - это использование способов маркировки нужных фрагментов текста. Есть много "классических" вариантов, знакомых нам еще со школы - бумажные закладки (в роли заладок часто выступают самые странные объекты - фантики от конфет, кредитки и визитки, сушеная флора и фауна :) ); подчеркивание нужных строк карандашом / ручкой, "галочки" и "крестики" на полях; банально загнутые уголки книжного листа.  Я вот, например, лично знаю одного благородного ученого мужа "в годах" в звании профессора, который выделяет важный текст в своих книгах, "подчеркивая" его ногтем :) Читать такую книгу после воздейтвия мощных профессорских когтей просто невозможно!

Если мы не желаем портить книгу, то на сегодняшний день самым лучшим решением для маркировки и быстрого нахождения нужных фрагментов текста являются закладки, сделанные с помощью липких листочков PostIt.  Почему?

1) Они липкие - и держатся в книге значительно прочнее любых закладок, которые могут просто выпасть и потеряться!

2) Листочки разноцветные (чаще всего продаются блоками по 4 цвета, но можно запросто собрать коллекцию из 6-8 разных уветов)

3) Они разного размера (от квадратного дюйма до открыточного формата А5)

4) Они разной формы (на самом деле вариативность форм не так уж и велика - квадрат, да прямоугольник. Но настоящие "маньяки" могут значительно повысить вариативность форм липких закладок, вооружившись резаком или обычными ножницами, и придав какому-либо краю закладки любую мыслимую или немыслимую форму - зубчатую, волноообразную и т.п.)

5) Их можно клеить на странице в разных местах (и по-разному!). Например, что-то можно вклеивать как классические закладки, выступающие над корешком книги сверху (сбоку, снизу). А какие-то из липких закладок можно вклеивать прямо внутрь книги, например, сразу под строкой, которую хочется "подчеркнуть". Даже торчащая из книги верхушка закладки может быть вклеена ровно, а может быть - под углом. И это также является определенным информационным маркером...

6) На них можно писать! (любые комментарии, идеи, мысли; причем довольно подробно - представляете, сколько текста можно впихнуть на "закладку" формата А5 ?!)

Получается, что разнообразие клейких листочков дает возможность создать (при необходимости) очень мощную систему маркеров важной для нас книжной информации. Произведем, например, такие нехитрые подсчеты: липкие листочки (4 цветов) Х (3 размеров) Х (2 формы: квадратные и прямоугольные) Х (используемые как закладки в 3 позициях: сверху, сбоку и внутри книги) = 72 категории для маркировки важной информации.

Думаю, что такого количества категорий (маркеров) вполне хватит даже самому взыскательному исследователю, работающему над самыми сложными и комплексными проектами!   Главное - разработать для себя четкую классификацию, что именно каждая из задействованных категорий означает, и что внутри нее означает каждый использующийся признак. И еще важнее - потом эту самую классификацию не позабыть и в ней не запутаться :)

От себя могу добавить, что подобной системой "цветовой маркировки" я пользуюсь более 20 лет. Причем первоначально (когда клейкие листочки PostIt были еще большой эзотикой в наших магазинах), я использовал просто цветные закладки (вырезанные из цветной бумаги).

Из личного опыта могу посоветовать: количество используемых цветовых категорий плодить надо постепенно и осторожно, делая это только в случае крайней "производственной необходимости". Значения всех используемых категорий (и признаков внутри категорий) лучше записывать где-нибудь в одном месте.

Это делается на всякий случай, т.к. при регулярной работе с системой она будет "в голове". За 20 лет мне эти записи пригодились всего пару раз, но выручило очень сильно :)

...А какую систему маркировки / быстрого поиска нужного текста в бумажных книгах используете вы???



Если вам понравился/был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



3 комментария:

  1. Я в своих книгах использую несколько методов :
    1. В первую очередь подчеркиваю основные и важные места в книге карандашом, и при этом использую специальную, свою систему маркировки в боковой части страницы.
    2. После прочтения книги уделяю полчаса на то, чтобы выписать от руки самые важные моменты из книги : красивые предложения, речевые обороты, новые термины, мотивирующие меня слова и высказывания.
    3. Затем уделяю время на то, чтобы написать в компьютере все остальные примечания, которые потом сортирую по темам и заглавиям.
    Это очень и очень полезно, и для меня это не расход времени. а именно инвестиция, потому что при необходимости поиска информации у меня бывает несколько альтернатив - поиск по автору, по книгу, а также по темам отдельно.
    В случае, если есть необходимость написать статью, то можно с легкостью подобрать базовую информацию для статьи с помощью такой системы
    Не знал, как подписать комментарий, чтобы были имя и фамилия и эл. адрес, и поэтому даю инфо в этом виде :)
    Фахри Агаев, fahriagayev@yandex.ru

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Фахри, спасибо за комментарий! Очень интересно!
      Можно я задам Вам два уточняющих вопроса?

      1) Не могли бы Вы немного подробнее рассказать про специальную систему маркировки в боковой части страницы?

      2) И ещё очень интересно, каким образом Вы выписываете в компьютер все остальные примечания - это какая-то особая программа (база данных)? Как Вы осуществляете сортировку по темам, автору и т.п.?

      Удалить
  2. Добрый день Сергей!

    Отвечаю на Ваши вопросы по порядку :


    1) Не могли бы Вы немного подробнее рассказать про специальную систему маркировки в боковой части страницы?

    У меня свои система маркировки и вот ее основные принципы

    - Важные предложения я подчеркиваю
    - Важные параграфы я обвожу вертикальной линией сбоку
    - Важные предложения я подчеркиваю + пишу сбоку "к.п." : красивое предложение
    - Важные моменты отмечаю галочкой
    - Очень важные моменты отмечаю двойной галочкой
    - То, что бьет меня по голове, мощно взбадривает, заставляет задуматься либо вскрикнуть про себя или даже вслух "оооо" - я ставлю рядом восклицательный знак.



    2) И ещё очень интересно, каким образом Вы выписываете в компьютер все остальные примечания - это какая-то особая программа (база данных)? Как Вы осуществляете сортировку по темам, автору и т.п.?

    Когда я заканчиваю читать книгу - она выглядит в ужасном состоянии, как будто вышедшая из боя, но зато книга становится МОЕЙ. Я ее усваиваю, чувствую.

    У меня есть несколько видов соков-выжимки из книги

    2.1. Основные, САМЫЕ ключевые моменты. Книгу я читаю с ручкой и листой бумаги А4, сложенной вдвое. Туда я записываю самые самые важные моменты. Все это я пишу от руки.
    У меня есть пачка бумаг А4 : мои выписки из книг. Если меня спросят, что я вынесу в случае пожара, то в первую очередь я из дома вынесу своих дочерей, а потом именно эти выписки, потому что это и есть мой самый самый самый важный капитал. И вокруг него я заново могу собрать финансовые аксессуары.
    Все эти примечания, написанные от руки, я
    2.2. Общие важные моменты. Это все, что я отметил в книге, записывается в один общий файл в нотбуке.
    2.3. Выжимка, разделенная на категории : продажи, тайм менеджмет, бизнес, управление, команда и командообразование, здоровый образ жизни. Когда и пишу статьи, работаю над своими книгами либо готовлюсь давать интервью - то просматриваю соответствующие отделы, и вижу информацию по одной теме от разных авторов.
    2.4. Мотивирующие меня предложения, слова либо целые параграфы, разделенные на категории : творческая работа, спорт, не падать духом. Перед тренировками - читаю мотивацию на спорт и настраиваюсь именно на мощную тренировку. Перед соревнованиями - читаю мотивацию на эту тему, чтобы настроиться на борьбу (в первую очередь с собой). Перед публичными выступлениями - читаю мотивацию на выступления. Когда мне тяжело, я падаю духом и чувствую демотиваицю - читаю мотивирующие меня моменты из жизни великих людей. Перед тяжелой творческой работой - читаю то, как работали выдающиеся люди. Поверьте мне - это бывает очень и очень полезно.

    В случае, если Вам будет интересно, могу Вам в качестве доказательства выслать фото своей выжимки А4 (так как это от руки) + один из разделов мотивации.

    И дополнительная информация - У меня есть целая пачка бумаг А4 : мои выписки из книг. Если меня спросят, что я вынесу в случае пожара, то в первую очередь я из дома вынесу своих дочерей, а потом именно эти выписки, потому что это и есть мой самый самый самый важный капитал. И вокруг него я заново могу собрать финансовые аксессуары.

    И еще чуть-чуть от меня : сколько книг я читаю. К примеру, за 2014-й год я прочитал более 60 книг. И это кроме моей основной работы и моих хобби.

    С искренним уважением,
    Фахри Агаев

    ОтветитьУдалить