воскресенье, 25 декабря 2011 г.

Баланс между работой и личной жизнью

Баланс между работой и личной жизнью
Снова "Фарминдекс", в котором я продолжаю серию публикаций по основам тайм-менеджмента. На этот раз номер 325, стр. 26-28, читаем про то, как обрести равновесие между работой и личной жизнью.

*   *   *

Существуют самые различные проблемы, в решении которых может помочь персональный (индивидуальный) тайм-менеджмент (см. первый тип ТМ в предыдущей статье).  Одной из самых распространенных проблем является задача на гармонизацию, на «уравновешивание» различных сфер человеческой жизнедеятельности.

Баланс между работой и личной жизнью сложно не только найти, но и удержать!


В сутках – всего 24 часа, и при всём желании «впихнуть» туда ещё пару лишних часиков пока никому не удавалось. 24 часа – это наш суточный фонд (бюджет) времени. Чтобы «всё успеть» - нужно распорядиться этим фондом наиболее оптимальным образом.

Практически у каждого человека этот бюджет самым естественным образом делится на 3 равные части по 8 часов: 1) работа; 2) сон; 3) личная жизнь. Важно знать, что время, отведенное на сон, является постоянной величиной. Эта величина в среднем составляет 7,5 часов, но у каждого человека она индивидуальна.  Есть уникумы, которым для того, чтобы полноценно выспаться достаточно 3-4 часов сна в сутки. Но в то же самое время есть люди, для которых индивидуальной нормой являются 10-11 часов сна.

Каждый человек должен знать свою «норму сна», и должен по возможности её придерживаться. На сегодняшний день не существует ни одного способа безопасно сократить индивидуальную «норму сна». Также существует довольно много исследований, которые подтверждают выраженные негативные физиологические последствия от хронического недосыпа.  Таким образом, попытки найти в сутках «лишний час» за счет сокращения времени сна является плохой идеей!

А вот соотношение затрат времени на работу и на личную жизнь у разных людей может сильно варьировать. Главная проблема заключается в том, что современный человек всё более перегружен работой. Под натиском множества трудовых задач, восьмичасовой рабочий день незаметно становится 9-10-часовым. Часть трудовых задач превращается в «домашнее задание».

Происходит агрессивное поглощение работой нашего личного времени. Даже затраты времени, связанные с дорогой на работу или с работы по своей психологической нагрузке относятся не к личному времени, а к трудовому. Такая «жизнь в работе» приводит к состоянию хронической усталости, прежде всего психологической. Возникает состояние т.н. «выгорания» - когда работа незаметно становится каторгой, и связана только с негативными эмоциями.

Как исправить нарушение равновесия? Как изменить ситуацию, когда жизнь = работа, а времени на «просто жизнь» катастрофически не хватает?

Первый шаг к нахождению жизненного баланса – это подход к затратам времени с точки зрения ценностей. Важно понимать, что человек живет полноценной жизнью и по-настоящему счастлив только тогда, когда всё, что он делает, направлено на достижение и утверждение определенных ценностей.

Ценности индивидуальны, но вполне можно выделить несколько общих для всех людей ценностных сфер (групп ценностей). Можно выделить от 4 до 10 групп ценностей. Вот, например, список из семи групп ценностей:

1) Хорошее состояние здоровья, хорошая спортивная форма, забота о своей внешности
2) Активный отдых, развлечения, яркие положительные переживания, радость в жизни
3) Близкие (любовные и дружеские) отношения, семья
4) Профессиональный и карьерный рост
5) Материальное благосостояние, прочное финансовое положение
6) Среда, физическое и социальное окружение, место
7) Духовный и личностный рост, саморазвитие, творчество

Идеальный баланс – когда на каждую из этих ценностных сфер мы тратим столько времени, сколько необходимо, чтобы с уверенностью можно было сказать: «Вот с этим у меня всё в полном порядке!». Обратите внимание, что тут нет объективного критерия (сколько на каждую сферу тратить точно часов и минут)! Здесь гораздо важнее внутреннее ощущение присутствия («это есть в моей жизни»), полноты («этого в моей жизни достаточно») и счастья («как хорошо, что это есть в моей жизни!»).

Второй шаг – осознать, где вы чувствуете самую большую неудовлетворенность? Какой из этих ценностей вам больше всего не хватает в жизни? Обычно существует прямая зависимость: на ценность, которой больше всего нам недостаёт, мы объективно затрачиваем меньше всего времени.

Здесь напрашивается простой вывод: нужно выделить больше времени на дела и активности, связанные с неудовлетворенной жизненной ценностью! Но как это сделать? Ведь в сутках по-прежнему всего 24 часа…

Решение, которое лежит на поверхности: надо сократить время на одни ценности (например, на работу), и за счёт этого увеличить время на другие ценности (например, на активный отдых)! На самом деле подобные решения на практике очень редко помогают. Либо надо радикально менять характер своей работы, включая профессию, сферу занятости и т.п. А это далеко не всем под силу.

Правильное решение в том, что наши ценности могут объединяться друг с другом. Т.е. одна и та же наша активность может вести одновременно к достижению нескольких ценностей. Например, можно работать «из-под палки», а можно превратить работу в способ творческой самореализации. Например, дорогу на работу/с работы можно использовать как активный отдых. Например, если вы работаете в хорошем коллективе, то отношения с коллегами могут быть не только формальными, но и дружескими. И т.д.

Надеюсь, общий принцип балансировки работы и личной жизни вам понятен:  необходимо целенаправленно изменять качество ваших действий и поступков таким образом, чтобы каждое действие было бы направлено на достижение сразу нескольких ваших жизненных ценностей. Только тогда вашего времени будет хватать на «всё».

Какие действия выбрать для улучшения их качества? Как конкретно улучшать качество действий? Какие шаги осуществлять, чтобы придти к четкому результату?  Ответы на эти вопросы вы можете получить у специалиста по персональному тайм-менеджменту, или с помощью собственных поисков.

*  *   *

Ранее в "Фарминдексе" были опубликованы:








Если вам понравился/был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



Комментариев нет:

Отправить комментарий