суббота, 20 апреля 2013 г.

Периодическая таблица сторителлинга - 5. Персонажи (главный герой)

Периодическая таблица сторителлинга - 5. Персонажи (главный герой)
Разумеется, сочинять истории можно по-разному... Кому-то удобнее начинать с сюжета, а кому-то с персонажей. 

В предыдущих сообщениях о периодической таблице сторителлинга, подобно шахматному учебнику, мы рассмотрели все дебюты, миттельшпили и эндшпили (т.е. виды сюжетов, сюжетные драйверы и разные связанные с этим "фишки"). 

Теперь вот настало время расставить на доске фигуры :)  Начнём с того, что определим персонажей нашей истории. И первым, конечно же будет ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ (ГГ) повествования. 
 
Многие фильмы Тарантино - истории про плохих девчонок (см. п.10)

В периодической таблице сторителлинга уделяется особое внимание выбору типажа главного героя, определение его уникального амплуа. На выбор предлагается 21 типаж (амплуа) главного героя : 
 

1) Герой (H) - тут всё понятно :)  Это главное действующее лицо повествования. Все основные сюжетные события происходят именно с главным героем. Герой совершает поступки, определяющие развитие основной сюжетной линии. 

В рамках таблицы сторителлинга под "героем" понимается исключительно положительный, "добрый" и правильный во всех отношениях персонаж, совершающий хорошие и этичные поступки, творящий Добро. 

Разумеется, герой является лидером, люди его уважают и любят, он наделён множеством ценных качеств - высоким ростом, орлиным взором, необычайной красотой, интеллектом, физической силой и прочими выдающимися характеристиками. Это в буквальном смысле "лучший из лучших". 


Сторителлинг: 21 амплуа главного героя2) Антигерой (Ah) - здесь уже появляется интрига :) Главный герой по свои внешним признакам подаётся как асоциальный и странный типаж. Например, он может жить где-нибудь в трущобах, злоупотреблять алкоголем и нецензурно ругаться :) Часто он демонстративно независим от требований общества, нарушает какие-либо общепринятые нормы, или даже имеет какие-то осуждаемые обществом пороки и привычки.

Но несмотря на свою внешнюю непривлекательность, в каких-либо критических ситуациях антигерой ведёт себя исключительно правильно, совершает необходимые подвиги, и Добро всё равно торжествует. 

Хотите освежить представление об антигерое? Пересмотрите любую (а лучше все ;)) из серий "Смертельного оружия" - Мартин Риггс (роль Мэла Гибсона) там типичный антигерой!


3) Герой-идиот (Ih) - отличается глуповатостью, нелогичностью своих поступков. В социуме - чудак и аутсайдер. Странный, даже внешне отличается от других "нормальных" людей. Чаще всего - добряк, терпящий непонимание и унижение со стороны других людей. В финале сюжета герою-идиоту чаще всего "везёт", и все его злоключения заканчиваются хорошо. 

Степень комичности героя-идиота может варьировать от примитивных гэгов до довольно тонкого трагикомичного юмора, когда, например, герой-идиот имеет вполне благородную (но странную) миссию, пытается изменить мир, но сталкивается с непониманием со стороны "обычных" людей. 

Среди "сложных" героев-идиотов можно назвать, например, Фореста Гампа, Наполеона Динамита. И, конечно же, Иванушку-дурачка ;)


4) Супергерой (Sh) - главный герой, чьи сверхъестественные силы и способности выделают его из основной массы. Как правило, это сверхчеловек, одетый в броский костюм (и маску), ведущий двойную жизнь и борющийся со злом. Его основной целью является победа над неким сверхзлодеем и, конечно же, спасение мира :) 

Изначально супергерой - порождение американских комиксов начала 20 века. Два наиболее популярных супергероя всех времен и народов - Супермен и Бэтмен. Сегодня супергероев десятки или даже сотни. Их выведение :) - довольно занятная штука, подчиняющаяся куче отдельных правил


5) Ребенок-герой (Kh) - разновидность супергероя, только в возрасте до 18 лет :) 

Хотите как следует прочувствовать, каково это - перечитайте (пересмотрите) "Воспламеняющую взглядом" С.Кинга!  ;) 

В нашей фантастике тоже иногда попадаются маленькие мальчики ( у В.Крапивина, С.Лукьяненко и др.), от которых зависят судьбы мира и человечества...


6) Коварный герой (Gh) - это положительный герой, который действует посредством тактических политических ходов и манипуляций отрицательными персонажами. Вместо мечей и пушек он использует свое обаяние, интеллект, хитрость и тонкое знание человеческой натуры. 

Коварный герой - чистый прагматик. Для достижения результатов он не гнушается манипулировать и положительными персонажами, и второстепенными героями для достижения своей основной цели, которой является победа над главным злодеем. 

Чаще всего коварный герой по роду деятельности – политик или бизнесмен, который активно использует свои блестящие ораторские и манипулятивные навыки для получения всего, что ему требуется. Но коварный герой - не обязательно политик. Это может быть любой профессионал, подобным образом достигающий своих целей. 


7) Трагический герой (Th) - классический образ персонажа с фатальным изъяном, который, как бы ни старался, не сможет достичь своей высокой цели, от чего страдает еще больше. 

Трагический герой может быть как антагонистом (отрицательным персонажем, противником ГГ), так и протагонистом (положительный персонаж, главный герой), что любопытно, даже когда герой является антагонистом, зритель все равно жалеет его из-за его трагической судьбы. Трагические герои – протагонисты чаще всего погибают в ходе произведения, нежели чем остаются в живых. 


8) Рыцарь в сверкающих доспехах (Kni) - идеализированный герой; противоположность антигерою. Персонаж, позитивный и правильный во всех отношениях, непримиримой борец со Злом. При этом благородный, и всегда совершающий только высокоморальные поступки. Защитник слабых и угнетенных. Образец бытовых и профессиональных добродетелей.


9) Избранный (Neo) - герой, основная задача которого - выполнить масштабную миссию (спасти президента, страну, человечество, весь мир). Обычно наделён не только ответственностью за судьбы мира, но и соответствующими талантами, позволяющими ему сделать это. 

В целом "избранный" - герой, как герой :) Разве что для такого ГГ можно придумать больше оригинальных способов введения этого самого героя в повествование. Достаточно вспомнить первую "Марицу", где практически весь фильм посвящен идентификации героя как "избранного" ;) 


10) Крутая девчонка (Ag) - девочка-пацанка, которая способна идти след-в-след за своими товарищами-мужчинами, не обронив ни капли пота. Она не из тех, кто будет сидеть и ждать спасения, она сама готова за себя постоять. Мало того, она же обычно и спасает доблестных товарищей-мужчин, выполняя за них проваленные миссии :) 

Но далеко не любая девушка, участвующая в драке, может быть "крутой девчонкой" – для того чтобы получить этот статус, надо быть бесконечно крутой, т.е. иметь соответствующую жизненную историю и бэкграунд, и обязательно всегда побеждать. 

"Крутая девчонка" - это обычный герой боевика, вроде Рэмбо, только в юбке :)  Хотите наглядности? Вспомните Элис в исполнении Милы Йовович (практически все серии "Обители Зла"); Эон Флакс (Шарлиз Терон в фильме "Эон Флакс"); Эллен Рипли (Сигурни Уивер в "Чужом"). И я уж промолчу про галерею подобных женских персонажей в тарантиновских фильмах ;)


11) Отважная девчонка (Pg) - в отличие от персонажа "крутой девчонки", в рамках которого просто собраны все стереотипы дешёвой маскулинности, отважная девчонка, это, скорее, традиционно женский персонаж. 

Отважная девчонка - это выражение специфического женского героизма, который заключается в стойкости и оптимизме перед лицом любых жизненных трудностей и невзгод. Вы можете взвалить на плечи этой выносливой девушки любое количество трудностей и проблем, и если она сдастся, то только потому, что человек просто не в силах вынести больше, и аудитория, без сомнения простит ее, ведь она сделала все, что было в ее силах. Она проявляет чудеса оптимизма в экстремально трудных ситуациях и да, судьба может побить ее, но уж точно не сломать. Хотя у неё всегда есть шанс и на победу...  

Классический образец здесь - Скарлет О'Хара (ну, и конечно же, Золушка :)).


12) Детерминатор (Det) - персонаж, который, независимо от того – мужчина он или женщина, хороший он или плохой, никогда не сдается. Никогда. Ничто не может его остановить, никто не может переубедить его, он готов заплатить любую цену за успех, он готов на все, лишь бы достичь своей цели. Для детерминатора нет разницы между «настойчивостью» и «безумием», он непреклонен в любой ситуации, и упорствует до конца. 


13) Гениальный верзила (Gb) - это здоровенный парниша, который неожиданно оказывается еще и гением :)  Полная противоположность «тупой горе мускулов», у этого парня есть не только мускулы и тяжелые кулаки, но и светлый ум.  

Первый такой персонаж, который приходит на ум (правда, с некоторой натяжкой :)) - это Халк. 

Строго говоря, "гениальный верзила" является частным случаем "супергероя" или "рыцаря в сверкающих доспехах". Разве что акцент делается на разрушении стереотипа "здоровый, значит глупый"; но эта фишка локальная, даёт хороший эффект только в начале повествования. 


14) Группа из пяти персонажей (5ma) - это своего рода "максимальный набор" :) эдаких альтер-эго ("вторых Я") главного героя. Все пять (или менее) персонажей - как бы совокупный главный герой. Это единая команда, которая совместно движется по сюжету, совместно реагирует на возникающие перипетии; при этом взаимодействие между членами команды добавляет драматизма, и усиливает динамику сюжета. 

Этим приёмом злоупотреблять не следует, т.к. наличие пяти главных героев вместо одного создаёт дополнительную нагрузку на мозг аудитории :) Чем больше героев, тем сложнее сформировать чёткую привязанность к ним. Поэтому в чистом виде "группа из пяти персонажей" встречается разве что в эпических сериалах (-кино, -мульт, -аниме;  вроде "Наруто" или "Доктора Хауса" ;) или даже российского сериала "След"))))). 
 
Группа из пяти персонажей в сериалах, мультфильмах, кино

Кто входит в группу из пяти персонажей? Вот типичные представители (хотя на самом деле качественные характеристики персонажей могут сильно варьировать): 

- Главный герой (без комментариев :))

- Союзник (L) - в команде - второй по "крутости" человек после Героя. Один из Команды из Пяти человек, кто скорее всего не будет командным игроком. Зачастую может завидовать лидеру, не понимая, почему на эту роль выбрали не его. Часто прямо или косвенно соревнуется, конкурирует с ГГ. 

Призван уравновешивать и оттенять образ Героя, а потому часто может быть его противоположностью (по внешности, чертам характера и проч.). Т.е. щедро наделен чертами антигероя. Нередко умирает в финальной битве, чаще остальных подвержен влиянию зла, промыванию мозгов, страшному заклятию и т.п. 

- Умник (S) - это тот член команды из пяти человек, кто концентрируется на интеллектуальных испытаниях. Это член команды, который всегда готов к непредвиденным, иногда даже самым безумным ситуациям. Он – именно тот, от кого следует ожидать безумного печатания по клавишам, потоков техночуши (см.здесь п.2) и спасения мира при помощи нажатия кнопки. Он контролирует ход миссии и отвечает за все технические нюансы, в то время как Герой и Верзила делают свое дело.

- Верзила (B) - самый крупный и сильный член команды из пяти человек. Тогда как Герой и Союзник сражаются спина-к-спине, верзила представляет собой человека-армию, способного одолеть наибольшее количество врагов в одиночку. Он может быть несколько туповат, но при этом крайне обаятелен и добродушен. И да, разумеется, у него должна быть маленькая зверюшка, о которой он будет трогательно заботиться)))

- Барышня (Ch) - «сама женственность», «душа и сердце» команды из пяти человек. Она объединяет собой всех четырех персонажей, вдохновляет их на подвиги, помогает им раскрыть их способности. Она редко является главным персонажем в истории, однако и без нее история была бы совершенно другой. Часто она выступает в роли «мамы», заботясь о персонажах и оберегая их, помогая невинным, и способствует раскрытию морали произведения. Это, конечно, не самая крутая роль, зато довольно-таки полезная.


15)  Ботаник-плохиш (Bbw) - это зеркальный вариант "гениального верзилы" (п.13). При всей своей заурядной внешности и физической хилости, в критической ситуации проявляет чудеса выносливости, ловкости, а иногда и физической силы. В серьёзных разборках оказывается неожиданно смертоносным персонажем. 

Его высокое мастерство в бою может объясняться тем, что во время боя он использует все свои обширные знания и/или обладает неким супер-оружием, которое в значительной мере компенсирует его скромные внешние показатели. 


16) Формальный пацифист (Tp) - если действие происходит в боевике, детективе или фантастическом сериале, то насилие практически неизбежно. Однако что делать, если автор хочет чтобы его герой боролся со злом, но при этом заботился об окружающих, был гуманен и миролюбив? В таком случае и появляется формальный пацифист. 

Формальный пацифист убивает людей в зависимости от своих принципов и от ситуации. Если у него будет выбор между убийством и неубийством злодей, то он всегда сохранит ему жизнь. 

Если формальный пацифист и убивает кого-то, то только потому, что у него не было другого выбора, и все равно этот выбор дается ему крайне тяжело. 

В том случае, если формальным пацифистом является антигерой, то он никогда не творит зло собственными руками – он всегда находит того, кто выполнит всю грязную работу за него.


17) Ас (Ace) - иногда в повествование необходимо ввести того, кто будет превосходить протагониста во всем, а самое главное – в основном поле его деятельности, будет идолом, недостижимым идеалом мастерства. Ас не может являться главным героем, он может появиться в одном эпизоде, для того чтобы поддержать, или, напротив, низвергнуть зазнавшегося героя. Это может быть Учитель героя или его кумир; или просто некто легендарный, достигший высшего мастерства :) 


18) Капитан (Cap) - Кто такой "капитан"?  Это офицерский чин невысокого ранга, который на поле битвы принимает решение о том, идти в бой солдатам, или нет (умереть или жить). Это капитан корабля, от которого зависит, останется судно в уютной гавани, или двинется навстречу шторму. 

Короче, капитан - это тот, кто всегда в ответе за других. Это лидер, организатор; человек, ответственный за судьбы людей. Он всегда в ответе за свой отряд, за ход миссии, за положение дел в штабе. Чаще всего Капитан в действительности носит ранг капитана, однако в некоторых случаях он не является капитаном буквально, тогда как все равно выполняет его лидерско-командирские функции.

Капитан вершит судьбы других людей, но часто не имеет своей собственной личной жизни. Это амплуа вождя / вожака, которое раскрывается только через отношения, и через успехи или поражения его сообщества. 


19) Стрелок (Gun) - типовой ГГ для всех "силовых" жанров (боевики, детективы, мистика, фэнтези и т.п.). В любой реальности существуют враги, и существуют те, кто борется с врагами привычным оружием. Но порох и пули появились настолько давно, что многие успели уже к ним попривыкнуть :)  Современные оборотни давно уже ловко уворачиваются даже от серебряных пуль :) 

И вот именно для таких ситуаций, когда традиционное оружие и полицейские бессильны, нужен особый специалист - стрелок. Это герой, способный вдохнуть романтизм обратно в пушки и результативно использовать их по назначению – для борьбы с плохими парнями.  

Стрелки бывают разных типов: ловкач (тот, кто может отстрелить крылья у мухи, болтаясь вниз головой над пропастью), пульверизатор (тот, кто способен выпустить 2000 пуль за минуту и буквально облить врагов огневым потоком), гуру (он знает о пушках больше всего, приверженец ближнего боя, чаще всего мастерски стреляет с двух рук), скоростной (он оставляет дырку в твое голове именно там, где зародилась твоя первая мысль против него, а все те пули, которые летят в него, он перехватывает еще на полпути). 

...Собственно, освежаем в памяти - перечитываем всю "Тёмную башню" ;)


20) Отважный репортёр (Ir) -  это журналист, который идет и находит потрясающие истории, не дожидаясь, пока они сами придут к нему. Он может пойти освещать выставку собачек, а вместо этого оказаться в середине самых фантастических событий, начать расследование и оказаться вовлеченным в удивительные приключения.

Изначально этот типаж (репортёр, случайно узнавший страшную тайну, и самостоятельно её расследующий) характерен для классических детективов. Но, в принципе, может быть использован и в других жанрах... 


21) Приключенческий археолог (Ind) - в реальной жизни работа археологов требует скрупулезности, внимательности и неторопливости. Однако в вымышленном мире это совершенно не так. 

Археолог (какой-нибудь Индиана Джонс, Лара Крофт, Алан Квотермейн :))) ) проникает в ушедшие под землю следы древних цивилизаций, древние храмы и руины в поисках сокровищ, артефактов, утраченных технологий, замурованного зла (...и прочего МакГаффина ;)). После чего и начинается экшен :)

Деятельность приключенческого археолога практически не имеет ничего общего с настоящей археологией, а ее методы кажутся современной науке и вовсе варварскими и неуместными.





Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



Комментариев нет:

Отправить комментарий