вторник, 1 ноября 2016 г.

Про эмоции и компьютерные катастрофы

Знаю одного гуру саморазвития, который очень любит писать про радость. А также любит снимать и выкладывать в осц.сетях ролики с собой любимым. И вот что удивительно: у него нет ни одного ролика, в котором бы он хотя бы улыбался (я уж не говорю "веселился", "демонстрировал радость", "был жизнерадостным" и т.п.).  Все его "обращения к народу" предельно серьёзны, и лично меня это настораживает... 

Серьёзность - это или маска "очень важной персоны" (чтобы последователи не усомнились в "гуру") или, что гораздо страшнее, это подлинная гордыня, ЧСВ (Чувство Собственой Важности/Величия), с высоты которой человек уверен, что призван учить других жизни, оказывая им величайшее благодеяние. Я не утверждаю, что помощники и проводники нашего саморазвития обязательно должны веселиться как заправские клоуны, но они должны быть живыми, настоящими - эмоциональными!  И (для меня) главный тест на эмоциональность и анти-надутость (демонстрацию собственной важности) - это чувство юмора. И не в виде дежурной притчи, а по отношению к самому себе. 
 
Делай то, что проповедуешь! Говоришь про радость или счастье - покажи нам их!

А ещё мне не нравится любое рассогласование, любой диссонанс между словами и делами людей, претендующих на роль духовных наставников, Учителей, коучей, гуру и т.п. Говоришь про радость - покажи нам СВОЮ радость! :)   В одной из своих рассылок я писал о том, что в саморазвитии намного больше зависит от Ученика, чем от учителя. И "правильный" Ученик способен учиться у любого человека; и даже у тех гуру, которые говорят правильные слова, но не всегда подкрепляют их своими поступками и своей жизнью. Но много ли таких "правильных" Учеников?! 

С другой стороны, меня крайне разочаровывают те "гуру", которые сводят всю нашу многообразную жизнь к "радости", "счастью" и прочему упрощённому гедонизму :(. И если "гуру" делают это вполне осознанно, то это банальная разводка для лохов :((. Если же они искренне верят в достижимость вечного счастья и непреходящей радости, то это просто наивная глупость. Счастье - это лишь краткое эмоциональное состояние, переоцененное и окруженное множеством иллюзий (если вы ещё не читали отличную книгу Д.Гилберта "В погоне за счастьем", то настоятельно рекомендую; здесь есть моя краткая выжимка из неё). 

Погоня за "постоянной" радостью или счастьем - это... 
 
 
...это лучший способ сбежать из настоящего. Это способ не быть собой "здесь и теперь", способ не чувствовать, не переживать и не осознавать. Это такая деструктивная работа нашего сознания, направленная на отрицание реальности. Мы стараемся "выключить", "не замечать" неприятные эмоции (скуку, злость, уныние, раздражение, страх и проч.). И как можно быстрее стараемся что-то СДЕЛАТЬ, предпринять, чтобы вновь вернуться к "счастью"/"радости".  

Эти постоянные попытки "сбежать" от негативных эмоций - это как раз то, что отличает нормального человека от зависимого (наркомана). Есть банальный научный факт:  от 2/3 до 3/4 всех переживаемых нами эмоций - негативные. И это нормально, так как именно негативные эмоции являются адаптивными, позволяющими нам (и как отдельному индивиду, и как части биологического вида) выживать. Можно привести аналогию с питанием: чтобы чувствовать себя хорошо, нам нужно разнообразное питание - не только вкусный сахар, но и невкусная каша. Если мы будем питаться только сахаром, то очень быстро заработаем сначала зависимость от него, а потом и диабет второго типа. Стремление всё время "радоваться" (vs "печалиться" или "скучать") - это тоже патологическая зависимость. Только кто-то "радуется" (находит способ принудительно менять своё эмоциональное состояние) с помощью тяжёлых наркотиков, а кто-то с помощью лёгких :) практик саморазвития. 

*   *   * 

А что же тогда делать с негативными эмоциями?  Если вы читаете мою рассылку по саморазвитию, то в 16 выпуске было рассказано про топ-10 психотехник для управления своими эмоциями. Можете поизучать, там всё актуально :) 

Но дело даже не в количестве известных вам лично способов эмоциональной саморегуляции! С годами всё больше убеждаюсь, что дело в базовом принятии того факта, что наши собственные эмоции - это Природа, стихия. Что проявления Природы надо благодарно принимать :), а не пытаться проявлять бурную активность по переброске сибирских рек в среднеазиатские пустыни :)). Надо принять тот факт, что наша способность "разумно" и "целенаправленно" управлять своими эмоциями очень ограничена. Вот как человечество не научилось управлять (и даже точно её прогнозировать) погодой, вот так же и с эмоциями. 

Это не означает, что мы СОВСЕМ ничего не можем поделать с собственными эмоциями :). Кое-что можем... Но для начала надо: 
  • а) Принять, что ВСЕ/ЛЮБЫЕ эмоции - по-своему прекрасны и необходимы для нас.  
  • б) Понять, что КАЖДАЯ эмоция совершает свою собственную "работу переживания", и для совершения этой работы нужно время. Попытки ускорить/избежать/отключить негативные переживания лишь создают незакрытые гештальты, которых становится всё больше и больше :((. 
  • в) Чем больше у нас недопережитых эмоций (незакрытых гештальтов), там сильнее у нас ненасыщаемая "жажда радости/счастья". И тем выше наши шансы стать "эмоциональными наркоманами", для которых все средства хороши в погоне за призрачным счастьем :(. 
  • г) Надо научиться не просто не торопить (не стараться немедленно избавиться) любую негативную эмоцию, а относиться к ней с уважением и благодарностью
  • д) И ещё: важно понимать, что любая негативная эмоция - это не просто "сигнал о плохом мире". Это важная информация о вас самих. Относитесь к любой своей негативной эмоции как исследователь, и, главное, правильно формулируйте вопросы: не "Что это меня так разозлило?", а "Почему именно я так разозлился в этой ситуации?"

Если совсем коротко: примите эмоцию (даже негативную); побудьте с ней (не сбегайте!); не "толкайте реку" (дождитесь, когда эмоция сама пойдёт на спад); снова примите её; будьте благодарны ей за урок и осмыслите, в чем он заключается. И вот теперь точка, гештальт закрыт :)).  

...да, и совсем забыл! Не забывайте главное - что именно вы являетесь хозяином своих собственных эмоций (и хороших, и плохих). Про это я подробно писал в заметке "Ученик радости"; и она во многом перекликается с тем, что я пишу сейчас. Это означает, что не надо от них отказываться, они ваши, родные :). И это означает, что вы ВСЕГДА можете вернуть себе контроль над своим эмоциональным состоянием, даже если порой кажется, что "всё, никак не могу с этим справиться". 

*   *   * 

Так уж устроен мой мир :)), что жизнь постоянно пересекается с теми книгами, которые я читаю. В последнее время это  восхитительная книга Нассима Талеба "Антихрупкость" (здесь есть очень неплохой конспект книги). Наверняка я буду ещё о ней писать, так как там просто кладезь интереснейших мыслей и полезнейших идей. Но вот какую цитату я хотел бы привести в поддержку моей предыдущей мысли о том, как важно уметь принимать ЛЮБЫЕ свои эмоции, а не гнаться за счастьем/радостью: 

"Я злюсь и сокрушаюсь, когда думаю о том, что каждый десятый американский старшеклассник сидит на антидепрессанте вроде прозака. Более того, в наше время, когда у вас случаются перепады в настроении, вы вынуждены оправдываться в том, что не принимаете какое-нибудь лекарство. В острых и патологических случаях лекарства необходимы, но эти случаи редки, между тем для меня колебания настроения, печаль и тревога – это второй источник разума, а возможно, что и первый. Я смягчаюсь и расслабляюсь, когда идет дождь, становлюсь более задумчивым, пишу все медленнее под стук капель по окну, который Верлен назвал «всхлипами» (sanglots). Временами на меня наваливается поэтическая меланхолия, которую португальцы именуют saudade, а турки – hüzün (производное от арабского слова, означающего «грусть»). Иногда я испытываю ярость, меня распирает от энергии, и тогда я меньше сочиняю, больше хожу, делаю что-то, спорю с учеными, отвечаю на письма, черчу графики на досках. Зачем превращать меня в растение или в счастливого имбецила?
Если бы прозак продавался в аптеках в позапрошлом веке, сплин Бодлера, мрачное настроение Эдгара Аллана По, поэзия Сильвии Плат, плачи и причитания столь многих поэтов, все то, что живо, не имело бы и малейшего шанса…"

Собственно (и об этом я писал в 16 выпуске моей рассылки ;)) Талеб пишет о двух психотехниках работы с эмоциями: сублимации (выражение своего состояния в творческой деятельности) и утилизации (эмоции - даже негативные - это энергия, которая помогает добиваться любых жизненных целей, если эту энергию правильно "подключить" к их достижению). Талеб очень хорошо о них пишет - сочно, эмоционально :). Наверняка умеет применять их в совершенстве... 

Но вот что хотелось бы мне добавить, опираясь уже на другие идеи и  Н.Талеба: в пространстве эмоционального опыта у каждого из нас есть свой Среднестан и Крайнестан.  Эмоциональный Среднестан - это ежедневные колебания нашего настроения "в норме". Мы переживаем череду самых разных состояний (радуемся, огорчаемся, злимся, испытываем любопытство или отвращение и т.д.), но все они не оцениваются нами как "утрата контроля над собой", или как что-то из ряда вон выходящее. На языке экзистенциальной философии это можно назвать Обыденностью. 

Эмоциональный Крайнестан - это неожиданные и очень сильные скачки нашего эмоционального состояния в позитивную или в негативную сторону. Или полное отключение эмоций, своего рода "эмоциональная анестезия" (как бывает в случае шока). Например, скачком в позитивную сторону может быть религиозный экстаз, сильная влюблённость "с первого взгляда", эстетическое потрясение (катарсис) и др. Примеры скачков в негативную сторону: панические атаки, острые депрессивные эпизоды, патологический аффект (или просто вспышки неконтролируемой ярости) и др.  К эмоциональному Крайнестану можно отнести и "пиковые переживания", о которых писал А.Маслоу.  

В эмоциональный Крайнестан мы обычно попадаем, когда в нашей жизни происходит что-то из ряда вон выходящее (т.е. Событие, контрастирующее с Обыденностью). И именно переживания из эмоционального Крайнестана мы не в состоянии контролировать; эмоции в этих ситуациях воспринимаются как "захватившие нас", подавившие наш разум, разрушившие наше целенаправленное поведение. Именно над этими эмоциями человек пытается вернуть контроль (и в том числе с помощью психолога).   

*   *   *

А теперь главная мысль этой заметки: с опытом работы (в качестве психолога) всё больше убеждаюсь, что у каждого человека есть индивидуальная уязвимость ("хрупкость" в терминологии Талеба) в эмоциональном Крайнестане. 

Например, у кого-то из-за малейшей ерунды начинается приступ панической атаки. Кого-то он настигает, когда нужно выступать на публике; кто-то боится представителей противоположного пола; кого-то приступ паники "накрывает" на улице или в общественном транспорте - "когда много незнакомых людей совсем рядом" или "слишком открытое/закрытое пространство" и т.п. У разных людей поводы, вызывающие острую тревогу (панику) совершенно разные, но сами проявления тревоги очень схожи по своим симптомам. Что самое забавное, в особо трудных случаях (мне доводилось наблюдать людей с ПА на протяжении нескольких лет) поводы, вызывающие панику, начинают меняться. И иногда очень странным образом :)). Например, я работал с барышней, у которой ПА сначала возникала в ситуации общения с "начальниками" (мужчинами, которые старше её и выше по статусу). Через некоторое время она перестала бояться "начальников", но стала паниковать в компаниях. А ещё через некоторое время главным поводом для ПА стало общение с родной матерью. 

Какой напрашивается вывод? Причины эмоционального Крайнестана - исключительно внутренние. Наша эмоциональная система имеет внутреннее "слабое звено". В спектре наших эмоциональных состояний какая-то одна из эмоций является наиболее "заряженной" (имеет свойство аккумулировать мощный энергетический потенциал) и наиболее "чувствительной" (т.е. легко запускается любым внешним более-менее подходящим триггером). 

Причины появления такого "слабого звена" в нашей психике всегда комплексные. Там есть и биологические предпосылки, и особенности личностного развития, и характеристики психотипа и проч. Самому разобраться в них сложно, так как очень много закрыто для нашего самосознания психологическими защитными механизмами. А вот внешний человек (психолог, психотерапевт) может очень помочь в "раскопках" этих причин. Но не совершайте главную ошибку! Не путайте внешние поводы (которые могут меняться, как было сказано выше) с внутренними причинами.  

*   *   * 

Что важно понимать для нашего саморазвития? "Эмоциональной катастрофой" для нас является лишь то Событие, которое активирует наше "слабое звено" в системе наших эмоций и чувств. Это такая совместимость по принципу "ключ-замок". Мы внутренни хрупки (какая-то эмоция "заряжена" и готова "взорваться"), плюс возникает цепочка внешних событий, где крайнее событие играет роль "последней капли" (триггера). Цепочка событий может быть длинной; сами события на первый взгляд кажутся не связанными друг с другом; но они всегда объединены неким общим смыслом.  Каждое событие - это метафора эмоции-мины, спрятанной внутри нас. И когда эти метафоры накапливаются, эмоция вырываются на волю, loss of control. 

Этот момент утраты контроля над своим состоянием очень трудно "просчитать" и поймать на уровне направленного осознавания. Это эмоциональный Крайнестан, и тут работает логика катастроф (а не человеческих прогнозов), которую так хорошо описывает Н.Талеб. На самом деле эта эмоциональная катастрофа может случиться как в отрицательную, так и в положительную сторону :). Это я о том, что "счастье/радость" = результат нашей внутренней предрасположенности/готовности к этому состоянию + результат накопления "счастливых/радостных" событий-метафор + событие-триггер, которое включит и высвободит это состояние. Все три переменные в этом уравнении мы ОЧЕНЬ ограниченно можем контролировать сознательно и целенаправленно :(. Поэтому не верьте "гуру", которые обещают вам гарантированное счастье/радость!  Мы сами-то себе это обещать не можем, а уж другой человек и подавну :))  

*   *   * 

Напоследок свеженькая история (сугубо личная) из мира эмоций и катастроф... Хочу рассказать не про мифическое счастье, а про работу с негативными эмоциями. 

Моя "эмоциональная хрупкость" связана с депрессией. Не считаю себя вспыльчивым человеком. Во всяком случае в моей жизни практически не было ситуаций, когда бы я не мог контролировать свой гнев. Я человек разумно-осторожный, но вот какими-то особенными страхами не страдаю. Во всяком случае, даже с очень сильным страхом я умею "договариваться", и делаю то, что должен. 

Понимаете, о чём я?  Все наши негативные эмоции либо "выбивают" нас из осознанной и целенаправленной деятельности, либо нет.  Если вы переживаете какое-то негативное состояние, но держите себя в руках; понимаете/осознаёте, что происходит; и продолжаете двигаться к поставленной цели - то всё в порядке. Мы остаёмся на уровне эмоционального Среднестана, и у нас "всё под контролем". Но вот у каждого есть СВОЯ "любимая" эмоция, которая этот контроль неожиданно отнимает, забрасывает нас в эмоциональный Крайнестан. 

У меня такая эмоция - это депрессия. Сниженное настроение, апатия, неспособность радоваться и удивляться жизни, нежелание что-либо делать (и вообще как-то напрягаться), стремление никого не видеть и ни с кем не общаться. Депрессия - это "маленькая смерть", когда каждый день, каждый час, каждая минута становятся серыми и бесцветными, и тянутся (словно в полусне) целую вечность. Разумеется, речь не идёт о клинической депрессии, но подобные депрессивные (дисфорические) эпизоды вполне могут вырвать меня из жизни на несколько дней. Случается такое очень редко, но всё равно приятного мало... 

Есть внутренние причины моей депрессивной уязвимости (и мне даже кажется, что некоторые из них я вычислил :)), но есть и внешние поводы-триггеры, вгоняющие меня в это состояние. Первая подобная реакция "накрыла" меня в подростковом возрасте, когда меня бросила любимая девушка. То есть внешним поводом была утрата значимого для меня человека. Тогда я просто несколько дней пролежал на кровати, повернувшись лицом к стене. Ничего не ел и ни с кем не разговаривал. Было худо :(. Спасибо близким людям, которые буквально вытащили меня из этого состояния. (Кстати, именно благодаря этой ситуации я решил получить психологическое образование; но это уже совсем другая история ;)). 

Другой достаточно сильный депрессивный эпизод случился, когда сорвалась защита моей кандидатской диссертации. На этот раз утрата была не одна, а случилась целая цепочка утрат. Умер мой научный руководитель (В.А.Ганзен). Это было печально, но проблема в принципе решалась технически - назначением другого руководителя. Потом накрылся жёсткий диск моей первой, единственной и ненаглядной :) IBM PC-XT 286. Но и это было не очень страшной утратой, так как бОльшая часть текстов была напечатана на обычной пиш.машинке.  

Ничто так не вгоняет в депрессию, как сочетание современных технологий с кривыми руками :)))

В депрессию меня свалило вот что: в написании работы мне помогали несколько толковых студентов. Я был научным руководителем их дипломов, а они проводили некоторые эксперименты в рамках моей научной темы. С дипломниками я встречался на работе (не буду уточнять, на какой именно; но не в институте) и черновые материалы к дипломам/диссертации хранил там же. А теперь представьте, что в один прекрасный день вдруг обнаруживается, что экспериментальные данные (протоколы исследований, таблицы результатов и др.), собранные за последние 3-5 лет работы вдруг бесследно исчезли :(. Доступ в это помещение был ограниченный. Никто из коллег не сознался, но приложив некоторую логику, вполне можно было вычислить 1-2 человек, которые могли (и имели мотивы) сделать это. Но... не пойман - не вор. Да и как-то очень сложно было поверить в такую подлость от людей, с которыми в принципе были очень неплохие отношения :((.  Или это было только видимость хороших отношений?  Во всяком случае с моей стороны всё было искренне... Но тогда утрата доверия к коллегам стала последней каплей, запустившей "эмоциональную катастрофу" :(.   

Вот вам задачка на саморазвитие: как научиться "держать удар"? Как (зная за собой такую склонность) не впадать в депрессию, когда в жизни случается не просто одна большая утрата, а целая цепочка болезненных утрат и потерь?!  Как управлять этим состоянием, которое (подобно болезни) неожиданно обрушивается на тебя и "вырубает" из жизни на несколько долгих дней? 
 
За годы я много что перепробовал, и много чему научился. У меня есть свои способы, помогающие распознать цепочку утрат (когда идёт своего рода "эскалация риска") и, как это ни странно звучит, заранее подготовиться к возможной депрессии. Точное время "эмоциональной катастрофы" прогнозировать по-прежнему невозможно, но вот предпринять некоторые подготовительные шаги можно и нужно.  Кроме того, я придумал своего рода систему "скорой помощи": когда депрессия всё же случается, я предпринимаю ряд мер, которые помогают мне сохранить хоть какую-то активность, а не лежать лицом к стене несколько дней подряд. 

*   *   *

...Если кому-то будет интересно, то как-нибудь могу поделиться всеми этими находками, но сейчас хотел рассказать совсем свежую историю (последней недели октября 2016). Отменилось несколько консультаций подряд. "Кинули" с оплатой моего тренинга одни залётные клиенты (лучи всякого разного в их сторону!). По ряду причин обломалась поездка в Питер на 50-летие родного психфака СПбГУ. Плюс ещё кое-что по мелочам. Вот так и начинает выстраиваться цепочка утрат... Разве что не хватало какого-то мерзкого события, зафиналивающего эту "победную" серию...

/Предупреждаю, что далее идёт занудный текст со всякими техническими подробностями :). Если для вас тема резервного копирования данных не актуальна, то можно этот фрагмент смело пропустить и перейти к концу текста/. 

Из-за отмены консультаций появилось сводобное время, и я решил потратить его на реанимацию моего старого сетевого диска. Сетевой диск (NAS) - однодисковая модель Qnap TS-109 Pro - прекрасно жил и работал в моей цифровой экосистеме. Начал я его использовать ещё в 2010 году и был очень доволен его работой. В домашней сети на него по расписанию еженедельно архивировались данные со всех домашних ПК; плюс там была установлена от производителя сказочно удобная торренто-качалка, которая обычно кочегарила у меня по ночам :) (т.к. тогда интернет-канал был довольно слабенький).  А ещё к NAS'у был подключён по сети медиа-плеер, что давало возможность без лишних телодвижений просматривать скачанные фильмы и т.п. 

А вот с жёсткими дисками, которые втыкаются в NAS, мне не повезло :(. Сначала это был дорогущий HD на 1Tb от Western Digital хвалёной "чёрной серии", вроде бы специально предназначенной для NAS. Он проработал месяца два и умер. Мне его даже обменяли по гарантии, но и следующий его собрат прожил около года. Правда тогда никакой критичной информации на диске не хранилось, так что все эти замены прошли безболезненно. 

Далее начались долгие и мучительные поиски нового диска для NAS, и компромиссным выбором стал... снова WD "зеленой" эко-серии на 1,5 Tb. Про этот диск ничего плохого в принципе сказать не могу - он отработал как часы в режиме 24/7 почти пять лет. Но в один прекрасный день вдруг перестал загружаться :(. Был просканирован с помощью всяких разных утилиток. Оказалось, что диск действительно начинает "сыпаться" от долгой работы, но пока все данные на нём в целости и сохранности, а повреждены лишь загрузочные сектора. Разумеется, на NAS-е своя линуксовая операционка, поэтому просто так переподключить его к компьютеру под Windows и напрямую скопировать данные невозможно. Но это и не страшно, т.к. есть отличная программка R-Studio, которая прекрасно справляется с подобными задачами. 

Подключил к основному ПК. Запустил R-Studio и без проблем вытащил нужную мне информацию. А вот дальше одолела жадность :(. Мне вдруг подумалось, что старенький диск WD ещё может послужить в качестве хранилища для каких-нибудь редко используемых резервных копий (типа фото- видео- архива). Для этого его надо переформатировать, что напрямую из под Винды сделать опять-таки нельзя, потому что диск линуксовый. Соответственно, надо сначала снести с диска старую файловую разметку (partition table), а уж потом форматировать его в виндовый формат NTFS. Делается это специальными программами вроде Acronis'а или Paragon'а. У меня был под рукой "Парагон", его я и использовал. 

А дальше случилась беда :((. Уж не знаю, как это произошло, но в процессе изменения partition table и переформатирования комп наглухо завис. Пришлось его перезагружать (что категорически не рекомендуется делать во время подобных операций), и, разумеется, после перезагрузки я обнаружил, что замечательный :( Парагон не только форматнул новый подключенный к ПК диск, но заодно и снёс загрузчик Винды на основном жёстком диске. 

В таких случаях система просит вставить системный загрузочный диск для восстановления системы. Ага, щас :(((. Дело в том, что установленная на моём ПК Винда работает как часы вот уже несколько лет. Загрузочный диск был. Но в своё время он был отдан кому-то из знакомых на время (как очень хорошая сборка операционки). Диск, видимо, не вернули, и самое главное, что я забыл, кому его отдавал. Вот такой вот "человеческий фактор" :(( 

Что в итоге?  А в итоге пришлось устанавливать систему "с нуля". И ВСЕ ДАННЫЕ, которые были у меня на рабочем ПК - погибли. Новая Винда при установке просто форматнула диск. 

Наверняка я виноват сам - заторопился и сглупил. Надо было попробовать подключить основной диск к другому ПК. Возможно, данные удалось бы вытащить. Но другого ПК под рукой не было, да и очень хотелось побыстрее покончить с решением этой проблемы (т.к. все перечисленные выше "танцы с бубном" и так заняли почти целый день). 

*   *   * 

...Если честно, то первой (автоматической и эмоциональной) реакцией на потерю всех данных было - лечь лицом к стене :). Но я сдержался :)) 

Лучшая реакция на депрессию - активные действия. Плюс можно добавить немного злости :)


Взял себя в руки и сначала решил определиться с ущербом: 

1) Кроме не работающего (на момент катастрофы) NAS'а у меня ещё есть переносной внешний HD на 2 Tb, предназначенный специально для резервных копий. Всё вроде замечательно, но, во-первых, на нём изначально была не вся важная информация; а во-вторых, я с удивлением обнаружил, что последнее резервное копирование делалось более полугода назад! :( 

И это очередной наглядный пример того, как из мелочей и случайностей возникают катастрофы :). На внешний HD я делаю резервные копии 1 раз в 3 месяца. Процесс этот полностью автоматизировать (как было настроено резервирование на NAS'е) нельзя, поэтому раз в квартал у меня выскакивает напоминание в календаре, после чего я подключаю диск и вручную архивирую то, что необходимо.  Но дело в том, что в ближайшие полгода у нас тут образовалась всякая суета с капитальным ремонтом нашей квартиры, переездом на временную квартиру и т.п. Напоминание я видел, а вот HD для резервных копий был сам где-то "заархивирован" среди упакованных на время ремонта вещей :(. 

2) Очень выручили сервисы для облачного хранения данных. У меня в активном пользовании Гугл.Диск, Яндекс.Диск, Облако.МейлРу, OneDrive, DropBox. Много важных документов "живёт" там, но, к сожалению не все :((.  Грустная ирония заключается в том, что все рабочие файлы (которые нужны мне в консалтинговых проектах) я в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке синхронизирую (автоматически) с одним из "облаков". То есть работа не пострадала :). 

А вот с личными файлами и некоторыми моими проектами - просто беда :(. Пропало много чего ценного и любимого. Например, черновик моей книги по саморазвитию :((. Ощущения примерно такие же, как после утраты электронного варианта диссертации - на руках куча разрозненных бумажек-черновиков и минус полгода ежедневных трудов по превращению этих бумажек в связный текст. Ну что же... Видимо, высшие силы решили, что ещё не время. А с другой стороны, я уже шёл по этому пути, и, надеюсь, заново создать этот текст будет легче. 

3) Длиннопосты для блогов, СМИ, соцсетей и т.п. с 2010 года я пишу в электронном блокноте, в роли которого ранее был Evernote, а сейчас WizNote. Заметки у обоих этих блокнотов хранятся на своих серверах, т.е. по сути то же самое облачное хранение. Т.е. все эти мои тексты (+ архив сохранённой из Интернета полезной информации) на 100% сохранны. 

4) Ещё в этой ситуации порадовал браузер Mozilla Firefox, также имеющий встроенную функцию облачной синхронизации закладок, настроек, всяких полезных дополнений и проч. Т.е. все мои пользовательские "фишки" были восстановлены буквально в считанные секунды. 

5) Но можно посмотреть на ситуацию и совсем с другой стороны :). Можно избавляться от потока избыточной информации с помощью инфодиеты, а можно и более радикально - с помощью полного "обнуления". На самом деле на компе скопилось довольно много информационного хлама - электронных книг, музыки, фильмов, программ, статей и проч. - сохранённых "на всякий случай". И вот теперь случилось волшебство :)) - ап, и я свободен от мыслей о том, что со всем этим надо что-то делать :). 

6) Справедливости ради надо сказать, что я предпринял ещё одну отчаянную попытку вытащить хоть какие-то данные с отформатированного диска из-под заново установленной Винды. Программа R-Studio позволяет делать и такое. Восстановилось примерно 20-25% от всех файлов, которые были. Но если исключить восстановленные системные файлы, а также учесть, что некоторые файлы восстановились плохо (повреждены и не читаются), то общий КПД я оцениваю как процентов 5-7 :(. 

Кроме того, программа не восстановила прежнюю структуру данных (папки), и собрала всё в одну кучу. Смотрю я на эту груду обломков (несколько тысяч файлов) и что-то перебирать мне её совсем не интересно :(. Надо будет отсортировать файлы с документами, и прошерстить их какой-нибудь продвинутой программой для поиска - а вдруг черновик моей книги восстановился? 

...Вот такой вот дебет с кредитом... Обидно, неприятно, потрачены нервы, время и силы (но не до такой степени, что надо впадать в депрессию :)). Оргвыводы сделаны.  Сделаны в сторону полного переезда ВСЕЙ ценной информации в облака + постоянная синхронизация в режиме реального времени.  Проблема переведена в задачу, пошёл решать!  Депрессовать некогда, чего и вам желаю ;) 

*   *   *

ЗЫ  Буду очень благодарен, если кто-то из читателей (вдруг есть такие, кто ещё не пользуется облачными хранилищами :)) подключится к облачным хранилищам по моим реферральным ссылкам: 

- на Яндекс.Диске: https://disk.yandex.ru/invite/?hash=W50E46JZ  (за регистрацию по ссылке Яндекс даёт вам бонусом один дополнительный гигабайт :)) 

- в DropBox'е: https://db.tt/sL6y1NoB     

- в данный момент тестирую новое любопытное хранилище degoo.com . Бесплатно они дают аж 100 Гб места! А по моей реферальной ссылке вы получите сразу 103 Гб: https://degoo.com/g/PQX0HJM 

- любимую музыку решил залить на MediaFire, который вроде как специализируется (и особенно хорошо "дружит" с мобильными девайсами) на хранении и воспроизведении аудио/видео контента: https://mfi.re/?q8evdp9  

- и ещё: посоветовали неплохой сервис для облачного хранения/синхронизации данных hubic.com . Бесплатно дают 25 Гб сразу, но можно прокачать до 50 Гб (бесплатно). Когда при регистрации у вас спросят инвайт, введите волшебные буковки ZABPTX и будет вам +5 Гб на халяву :)  /но сразу хочу предупредить, что буковки можно использовать только пять раз! Т.е. "кто первый встал, того и тапки" :)) Первым пяти пользователям, которые буковки применят, они добавят по 5 Гб места, но потом превратятся в тыкву :)/. 

Вроде всё. Всем добра, и берегите свои ценные данные! 




Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



5 комментариев:

  1. Сейчас в инете гуляет такая штука как системно-векторная психология. Автор Токачев В. идейный вдохновитель В. Ганзен. Это тот самый ? Толкачев В тоже в Питере учился. У меня тоже базовая эмоция депрессия , но у меня вылазит когда много усилий а выхлоп от них малюсенький. Наверное надо учится правильно подбирать точки приложения усилий. И капитально накрывало два раза - один когда умер папа , а у меня на нем было много завязано а второй раз когда с разницей в месяц умерли бабушка и любимая кошка. :( Мелкие случаи я даже толком не отслеживаю. Спасибо за облачные хранилища. После того как слетел виндовс я думала о том куда закинуть непосильно нажитое. Во времена курсовых/дипломов меня знакомый хакер предупредил, что есть закон подлости согласно которому информация пропадает в момент когда уже почти всё готово , так что мой диплом был скопирован много раз в разные места.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, благодарю за душевный комментарий :)

      1) Про системно-векторную психологию знаю и отношусь к ней негативно. Считаю её искусственно сконструированной системой, мало чего общего имеющего с реальной психикой и реальными психологическими проблемами. Это такое "прокрустово ложе", позволяющее подогнать себя под некую категорию, и в зависимости от категории получить "готовый рецепт" :)

      Но... Если воспринимать СВП как "психотехническую мифологему", то на практике оно вполне применимо, и, возможно, даже кому-то и поможет. Хотя по сути СВП недалеко ушла от экстрасенсорики, гадания на кофейной гуще и прочих паранаучных психотехник.

      2) Да, Толкачёв ссылается на того самого В.А.Ганзена. Но нафиг-нафиг таких "последователей"!

      Дело в том, что Владимир Александрович был человеком широких взглядов + необычайно эрудированным. У нас он читал курс по системным описаниям, при этом примеры свободно приводил начиная с Упанишад, заканчивая Гурджиевым и Кастанедой. А учился я ещё в 90-е; СССР ещё недоразвалился; и преподавали нам в основном цитаты из Маркса-Ленина-материалов очередного съезда КПСС :)). Вот на фоне всех "ходящих единым строем" в постсоветской науке, В.А. был человеком ярким и уникальным.

      Но что важно: несмотря на рискованные экскурсы в философию, мистику, эзотерику и проч., В.А. был строгим и логичным методологом и исследователем. Вот абсолютно уверен, что системно-векторный "конструкт" он раскритиковал бы, не оставив камня на камне :)).

      ЗЫ Главная книга В.А.Ганзена - это "Системные описания в психологии" http://www.koob.ru/ganzen/sistemnie_opisaniya_v_psihologii Книга очень хороша, но она значительно меньше того, что В.А. давал на лекциях и в живом общении с ним. Эх, светлая память :(

      3) Да, это тоже знакомо :) - когда усилий много, а результаты ничтожно малы. Но у меня там не депрессия наступает, а просто усталость. Тело начинает бунтовать, и реагирует каким-то странным образом.

      Например, может разболеться голова. При этом никакие таблетки не помогают, но если лечь и сутки (!) отоспаться, то дальше снова как огурец и снова в бой! :)

      4) О, точно! Наверняка это такой закон подлости: чем больше ценной информации собрано, тем выше риск её неожиданной и мгновенной утраты.

      ...Мэрфи отдыхает))

      Удалить
  2. Спасибо за развернутый ответ.

    ОтветитьУдалить
  3. Н-да, житие...
    А посмотрите, Сергей Иванович, в сторону VCS: Git, BitBucket... При написании книги может и понравится использовать.

    ОтветитьУдалить
  4. Макс, спасибо! Я пару лет назад пытался разобраться с GitHub'ом, но моим гуманитарным мозгам было сложновато :(
    BitBucket показался мне попроще, надо попробовать - для работы над книгой вообще может быть очень интересный вариант!

    ОтветитьУдалить